Подготовка сжатого воздуха

Эффективная эксплуатация пневматического оборудования возможна при правильном подключении инструмента к компрессору. Сжатый воздух должен подаваться под определенным давлением, очищенным от загрязняющих элементов и влаги. В противном случае не удается получить воздушный поток нужного давления, избыток влаги и фракций мусора может вывести инструмент из строя.

Чистота и отсутствие влаги в воздушных потоках являются основными факторами, обеспечивающими качественную работу пневматического инструмента. С целью исключить преждевременный износ, собственник должен обращать внимание на данные показатели. Для очистки и осушения воздуха используются специальные устройства.

Особенности очистки сжатого воздуха

Большинство марок и моделей компрессоров имеют функцию предварительной очистки входящих потоков. При этом наличие масла и конденсата в баке, коррозийных процессов делают предварительную очистку мало эффективной.

Очистка сжатого воздуха

Предварительную очистку воздуха производит сам компрессор, но этого недостаточно. В случае с масляными компрессорами воздух загрязняется конденсатом, отработанным маслом и ржавчиной в самом баке.

На входе воздушных потоков в пневматический инструмент необходимо устанавливать специальный фильтр. Компактное устройство способно уловить пыль, ржавчину, капельки конденсата и масла. Мусор перестает попадать в конструктивные механизмы и негативно воздействовать на них. Также желательно выполнять охлаждение воздушного потока до подачи его в пневматику. Для этого применяется спиралевидный шланг длиной от 5 до 10 метров. Такой подход позволяет снизить температуру воздуха, а также удалить конденсат до попадания в пневматику.

В зависимости от марки, модели, назначения пневматического инструмента применяются разные требования к чистоте воздушного потока. Если техника используется в приводных системах, уровень очистки не обязательно высокий. Основная цель – исключить фракции мусора для увеличения срока эксплуатации. Если пневматика используется для распыления рабочего материала, к очистке применяются более жесткие требования.

Фильтрующе элементы могут быть следующих типов:

  • модели для грубой очистки улавливают фракции мусора размером от 5 до 20 мкм, в зависимости от модели. На выходе фильтрующего элемента снимается поток, безопасный для шлифовальных машин, гайковертов, степлеров и другой аналогичной техники. Срок эксплуатации фильтра зависит от интенсивности использования и модели устройства.
  • Для тонкой очистки используются фильтры с минимальным размером сетки. Стандартными являются модели, способные улавливать мусор фракцией 3 мкм, 1 мкм или 0,01 мкм. Подобное оборудование может использоваться в комплекте с инструментом для распыления лакокрасочных материалов.
  • Фильтры угольного типа улавливают масляные и кислотные пары, различные запахи. Применяются в комплекте с фильтром тонкой очистки. Оборудование используется в пищевой промышленности, медицине, на химических производствах.

Для получения максимального эффекта фильтрующие элементы устанавливаются последовательно. Воздушный поток очищается от крупных и мелких фракций мусора, потом от запахов и пара. Первым дет фильтр грубой очистки, последним угольная модель. Установка плотных фильтрующих элементов не всегда обязательна. Прохождение через них потоков воздуха приводит к росту нагрузки на систему очистки в целом.

При длительной эксплуатации фиксируется постепенное скапливание конденсата в системе. Его удаление обязательно, так как в противном случае качество фильтрации снижается. С этой целью применяются ручные или автоматические каланы слива. Модели первого типа стоят дешевле. К недостаткам такого оборудования относится необходимость остановки работы инструмента.

Автоматические клапаны работают без участия оператора, слив конденсата осуществляется в дренажную емкость. Если требуется разделения конденсата и отработанного масла, актуально использование сепаратора. К утилизации масла применяются особые требования, сливать жидкость в канализацию запрещено.

Осушение воздуха в отдельных ситуациях можно выполнить при помощи фильтра. Компрессор сжимает входящий поток одновременно нагревая его. При увеличении температуры растет количество влаги в воздухе. Поэтому осушение воздуха с помощью специальных устройств часто бывает необходимой задачей. Одновременно сжатые воздушные массы очищаются от посторонних примесей и грязи. Дополнительными плюсами такого подхода является снижение количества микроорганизмов, отсутствие коррозийных процессов внутри корпуса.

Для понимания принципа действия осушителя необходимо знать, что такое точка росы под давлением. Данное понятие означает температуру, при которой поток сжатого воздуха имеет влажность на уровне 100 процентов. При снижении температуры происходит конденсация влаги. При уменьшении уровня влажности температуру необходимо снижать для последующей конденсации. Качественный осушитель функционирует на низких температурах и полностью выводит конденсат из воздушного потока.

По конструктивному исполнению выделяют осушители двух типов. Рефрижераторные модели работают за счет охлаждения воздушного потока и применяются при температуре не ниже 3 градусов тепла. Использование подобных аппаратов актуально для промышленных производств различного типа. Низкая стоимость, простая конструкция, отсутствие технического обслуживания являются основными достоинствами приборов.

В адсорбционных моделях используется эффект поглощения влаги специальными материалами. Адсорбент находится в полностью герметичной емкости, через которую пропускается сжатый воздух. Использование устройств возможно при температуре до -70 градусов, например, в медицине, электроники, других сферах деятельности. Высокая стоимость оборудования и его эксплуатации не позволяет использовать такую технику на всех видах работ. Не допускается попадание внутрь системы загрязненного воздуха. Замена адсорбента выполняется не реже, чем раз в три года.

Как обеспечивает контроль уровня давления

Обязательным условием эффективной эксплуатации инструмента является поддержание необходимого уровня давления. На участке между компрессором и оконечным оборудованием данный показатель неизбежно снижается. Для отдельных производств характерно неконтролируемое изменение давления при работе пневматики. Увеличение длины магистрали также добавляет сложности в регулировке показателя.

Поэтому на этапе сжатия достигается уровень давления больше, чем необходимый. Перед поступлением в пневматическое оборудование данный показатель необходимо снизить. В противном случае увеличивается риск повреждения инструмента. Добиться выполнения данной задачи можно разными способами.

Оптимальным вариантом является установка регулятора давления. Редуктор контролирует состояние воздушного потока и сбрасывает давление до заданного диапазона. Качество и стоимость регулятора зависит от величины диапазона настроек. Современные редукторы могут выставлять давление с минимальными погрешностями.

При равномерной подаче воздушного потока нагрузка на инструмент снижается. Отсутствие перепадов давления позволяет продлить срок эксплуатации техники. Для качественной регулировки данного показателя необходимо использовать шланг и от 5 до 10 метров длиной и не более. С помощью редуктора излишнее давление сбрасывается, в пневматику входящий поток поступает подготовленным.

Однокомпрессорные системы комплектуются регуляторами давления. Допускается подключение одного или  нескольких пневматических инструментов. Качественный редуктор обеспечивает контроль нескольких показателей давления на выходах, позволяет одновременно работать разным инструментом.

Пропускная способность является одним из основных показателей при выборе инструмента. Увеличение данной характеристики обеспечивает более широкий диапазон использования техники. При небольшой пропускной способности оконечное оборудование получает недостаточное количество воздуха. Качество работы и скорость выполнения операций падает.

Необходимость использования большого объема воздуха предполагает применение ресиверов. Подобное оборудование помогает снизить уровень нагрузки на компрессорный насос. Поршневые модели, работающие без пауз и остановок, изнашиваются максимально быстро. Необходимость снижения времени эксплуатации поршневых компрессоров до уровня не выше 36 минут в час объясняет использование ресиверов. Данная техника накапливает и охлаждает сжатый воздух, постепенно направляет его к пневматике. Включение компрессора происходит при снижении запаса в ресивере.

Подбор ресивера под конкретный насос является обязательной процедурой. Не допускается установка моделей с большим объемом, если для наполнения емкости требуется постоянная работа компрессорного оборудования. Подключение ресиверов выполняется в параллельном или последовательном режимах. В первом случае возрастает пропускная способность техники, перепады давления эффективно сглаживаются.

Как обеспечить качественную смазку техники

Непрерывная смазка с использованием качественных материалов является обязательным условием эксплуатации пневматического оборудования. В большинстве случаев подобную процедуру приходится выполнять вручную. Масло заливается в инструмент, что требуется временных затрат. Чаще всего применяется смазка с вязкостью 32.

Для автоматического смазывания инструмента применяются лубрикаторы. Маслораспылитель монтируется после редуктора и фильтрующего элемента. Добавление нужного количества смазки регулируется в автоматическом режиме. Воздушный поток доставляет нужное количество масла внутрь системы. Смазывание обеспечивается без остановки работы агрегата. Если воздух используется для распыления лакокрасочных материалов, установка лубрикатора не допускается.

Максимально допустимая длина шланга на участке инструмент – лубрикатор не может превышать 10 метров. В противном случае смазка не попадет внутрь механизма. Поэтому маслораспылитель устанавливается как можно ближе к пневматике.

Особенности использования пневматического оборудования

Для многих систем установка блока подготовки воздуха является оптимальным вариантом. Подобное оборудование способно одновременно выполнять несколько функций. Потребителям доступны модели с фильтром и регулятором, или с фильтром, регулятором и лубрикатором. Устройство второго типа более удобно в использовании. Емкость, установленная первой, принимает масло и конденсат, из второго резервуара берется масло. Воздушный поток, подготовленный должным образом, перенаправляется к инструменту. Необходимо устанавливать подобные блоки на минимальном расстоянии от оборудования и максимально далеко от компрессора.

Использование воздушного потока в качестве приводной силы или для распыления предполагает подключение по разным схемам. При этом обязательно использование специальных шлангов и фитингов. В зависимости от выбранной схемы применяются штуцеры, переходники, отводы, тройники, другие комплектующие. Особенностью фитингов для пневматики является быстрое подключение и надежная фиксация. Снимать и подключать оборудование можно быстро и без физических усилий.

К шлангам также предъявляются высокие требования. Длина, форма, толщина каналов должна соответствовать уровню давления воздуха. В паспорте каждого инструмента указывается номенклатура шлангов для подключения.

Для эффективного использования пневматики важна качественная подготовка воздуха. Сжатие, потока, его очистка, удаление конденсата и примесей, регулировка давления позволяют существенно увеличить срок эксплуатации инструмента. Выполнение рекомендации профессионалов делает подобную задачу выполнимой для любого пользователя.